Россияне почти на треть увеличили траты на онлайн-образование — исследование

9 октября 2023

Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney), «Школа 21» (школа программирования от Сбера) и «Фоксфорд» (образовательная платформа) изучили спрос на образовательные услуги в январе-сентябре 2023 года и пришли к выводу, что россияне продолжают активно инвестировать в собственное образование, а преподаватели — повышать квалификацию.

Рынок онлайн-образования вырос на 29%

По данным ЮKassa, в январе-сентябре 2023 года общий оборот компаний из сферы образования увеличился на 29% по отношению к январю-сентябрю 2022 года. Платежей стало на 42% больше, плательщиков — на 10%. При этом средний чек снизился на 10%, до 3 357 рублей.

Основной объём платежей пришёлся на второй квартал. По отношению к первому кварталу обороты выросли на 36%, количество оплат — на 21%, а плательщиков стало на 27% больше. Средний чек вырос на 13% и составил 3 440 рублей.

«Сегмент образования постоянно трансформируется, появляются новые программы и форматы обучения. Основным способом оплаты остаются банковские карты — их доля составляет 79%. А среди альтернативных методов платежей на первом месте прочно закрепился SberPay с долей 15%. Примерно те же пропорции были и в январе-сентябре 2022 года», — говорит коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.

Тренд на самообразование

Как отмечают аналитики ЮKassa, особой популярностью среди россиян пользуются мастер-классы и тренинги. За указанный период оборот платежей за такие услуги увеличился на 33%, самих платежей стало на 55% больше, а плательщиков — на 20%. Средний чек снизился на 14% и составил 2 975 рублей.

Самый высокий спрос на мастер-классы был во втором квартале этого года. По сравнению с первым оборот платежей в этой категории вырос на 48%, количество оплат — на 26%, а число плательщиков — на 33%. Средний чек увеличился на 17%, до 3 092 рублей.

Подготовка к учебному году

В январе-сентябре 2023 года средний чек образовательных учреждений вырос до 11 372 рублей — это более чем в пять раз превышает показатель за январь-сентябрь 2022 года. Однако оборот платежей снизился на 34%, а количество платежей и плательщиков — на 87%.

Повышенным спросом услуги образовательных учреждений пользовались в третьем квартале 2023 года, что, вероятно, связано с подготовкой школьников и студентов к учебному году. По сравнению со вторым кварталом оборот платежей вырос в два с половиной раза, а количество платежей — на 22%. Средний чек тоже вырос более чем вдвое и составил 17 363 рубля — против 8 072 рублей во втором квартале.

Эксперты онлайн-школы «Фоксфорд» подтверждают, что интерес россиян к дополнительному образованию растёт. Среди дошкольников и учеников младших классов, например, рост продаж составил 31% год к году.

Самые популярные дисциплины в дошкольном образовании (по данным «Фоксфорда»):

  • подготовка к школе;

  • занятия с логопедом;

  • чтение;

  • английский язык;

  • эмоциональный интеллект;

  • общее развитие, эксперименты.

Самые популярные дисциплины в начальной школе (по данным «Фоксфорда»):

  • математика — как школьная, так и олимпиадная;

  • английский язык;

  • программирование;

  • русский язык;

  • география, история, эксперименты;

  • шахматы;

  • китайский язык;

  • финансовая грамотность, эмоциональный интеллект.

Также заметно растёт интерес к программированию как к внешкольной дисциплине. За год количество учеников в этом сегменте выросло, по данным онлайн-школы «Фоксфорд», на 39%.

Общее количество пользователей в сегменте средней школы выросло в третьем квартале 2023 года примерно на 30% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Среди дисциплин популярнее всего математика (учеников стало на 44% больше), русский язык (+42%) и физика (+41%). Иностранные языки растут немного медленнее (в среднем — на 25%).

Переход на домашнее обучение

По данным «Фоксфорда», в России наблюдается интерес к полному переходу школьников на онлайн-обучение. Количество учащихся в рамках проекта компании «Домашняя школа» растёт с каждым годом.

«В 2020 и 2021 годах в нашей школе было 7 600 учеников, в 2021 и 2022 годах — 13 тысяч, а сейчас уже более 25 тысяч. Большинство из них — ученики средней школы, то есть пятого-восьмого классов. Чуть меньше учатся по программе начальной и старшей школы», — говорит Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд».

Спрос на профессиональные курсы

По данным ЮKassa, в январе-сентябре оборот платежей профессиональных школ и специализированных курсов вырос на 20% год к году. При этом число плательщиков снизилось на 17%, а количество платежей осталось на прежнем уровне. Средний чек увеличился на 19%, до 7 699 рублей.

Как отмечают в «Школе 21», специализированные курсы и дополнительное профессиональное образование будут востребованными ещё долгое время, особенно в сфере информационных технологий. По словам экспертов, преподаватели информатики, например, постоянно совершенствуют свои знания и адаптируются к изменениям в профессии.

«На рынке дополнительного профессионального образования представлено много обучающих программ, конкуренция растёт, и на первый план выходит вопрос о качестве услуг. В „Школе 21“ мы уделяем много внимания квалификации преподавателей. За образовательный контент у нас отвечает около 70 экспертов. Как правило, это математики, информационные аналитики, робототехники, инженеры, специалисты в бизнесе и по системам управления в ИТ. Около 70% из них занимают руководящие должности», — говорит руководитель направления отдела развития проектов «Школы 21» Анастасия Иванова.

О ЮMoney

ЮMoney — крупнейшая по выручке финтех-компания России в 2018-2020 годах (Smart Ranking и БК «Атланты», 2021 год). ЮMoney предлагает пользователям электронный кошелёк, а бизнесу — приём платежей через ЮKassa. Команда ЮMoney работает в платёжной индустрии более 20 лет.

Кошелёк ЮMoney — сервис для платежей в онлайне и офлайне. Пользователи могут выпускать банковские карты, делать переводы, оплачивать товары и услуги, получать кэшбэк баллами, собирать деньги на подарки и другие цели. В ЮMoney зарегистрировано свыше 70 млн кошельков, выпущено более 2,8 млн пластиковых и 25 млн виртуальных карт. ЮMoney — победитель в номинациях «Лучший электронный кошелёк в России», «Одобрение российских пользователей» и «Лучшее антифрод-решение в России» (Global Banking & Finance Awards 2020).

ЮKassa — сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney, лидер среди специализированных платёжных сервисов («РБК Исследования рынков», 2023 год). ЮKassa создаёт решения для бизнеса любого размера — от самозанятых до крупных ритейлеров. Основные продукты: приём платежей (более 10 способов), выставление счетов через мессенджеры, быстрые расчёты между юрлицами, сплитование платежей, оплата по частям, массовые выплаты, антифрод и другие.

Юридическое лицо ЮMoney и ЮKassa — ООО НКО «ЮМани».