Как российские предприниматели управляют финансами — исследование ЮKassa

26 мая 2025

Большинство бизнесменов ведут финансовый учёт, но каждый третий делает это «на коленке».

В ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) выяснили, как российские предприниматели управляют финансами своего бизнеса. По данным опроса* пользователей ЮKassa, 75% предпринимателей ведут полноценный финансовый учёт, ещё 17% — частичный, при этом только 39% используют специальный софт. Многие выбирают встроенные решения: около 30% клиентов ЮKassa регулярно пользуются аналитикой сервиса для отслеживания выручки, платежей и комиссий.

Как предприниматели ведут финансовый учёт

Опрос ЮKassa показал, что 75% предпринимателей ведут полноценный финансовый учёт в рамках своего бизнеса, ещё 17% — частичный. Но только 39% из опрошенных используют для этого специальный софт.

Треть участников опроса (33%) занимается учётом самостоятельно, ещё 8% доверяют это банку, 4% — другому подрядчику, а 17% совмещают несколько подходов. Остальные 8% предпринимателей с небольшими оборотами пока не видят необходимости в учёте.

На что смотрят при выборе инструмента для учёта

При выборе решений для финансового учёта предприниматели выделяют три ключевых аспекта: возможность создавать отчёты о движении средств (46% ответов), высокое качество поддержки (27%) и наличие календаря с планом прибыли и трат (21%). Для остальных (6%) важны полная автоматизация и необходимый функционал для управленческого анализа.

«Анализ текущего положения бизнеса и его средств очень важен, и сегодня есть много инструментов, которые помогают его упростить и автоматизировать. Так, встроенный сервис аналитики в личном кабинете ЮKassa регулярно используют почти 30% пользователей. Чаще всего они сравнивают данные текущего периода с предыдущими — неделя к неделе, месяц к месяцу, — анализируя выручку, количество платежей и сумму комиссий. Изучение этих показателей позволяет вовремя замечать негативные тренды, оптимизировать расходы на комиссию и определить наиболее эффективные каналы продаж», — говорит начальник отдела продаж ЮKassa Никита Цой.

Планы по автоматизации процесса

Не все предприниматели пользуются специальными программами для финансового учёта. По словам 31% респондентов, они сами хорошо разбираются в учёте. Ещё 19% обращают внимание на высокую стоимость таких программ, столько же говорят, что им не хватает знаний для работы с подобными инструментами. По мнению 18% предпринимателей, для учёта лучше обратиться в банк или к подрядчику, а 12% ссылаются на трудности с выбором сервисов по параметрам и соотношению цены и качества, а также на чрезмерную сложность некоторых из них.

Большинство респондентов (62%) планируют начать пользоваться программами для учёта, если бизнес вырастет, а 19% в любом случае рассматривают такой вариант, так как справляться своими силами тяжело. Ещё 16% опрошенных говорят, что их и так всё устраивает, а 3% пока не приняли решение и будут ориентироваться на ситуацию.

Грамотная аналитика поддерживает бизнес

В ЮKassa отмечают, что финансовый учёт необходим, чтобы принимать качественные управленческие решения. Поэтому заниматься аналитикой следует с самого запуска бизнеса, даже при небольших оборотах.

«Даже простая таблица с доходами, расходами и ежемесячным подсчётом прибыли — уже серьёзный шаг к повышению эффективности. А когда обороты вырастут, стоит рассматривать более специализированные инструменты. Специальные программы и встроенные сервисы аналитики помогают сэкономить на рутинных операциях до 20 часов в месяц и освободить время для стратегических задач», — отмечает начальник отдела продаж ЮKassa.

* В опросе на сайте ЮKassa приняли участие представители 170 компаний, из которых 51% —ИП, 25% — ООО, а 24% — самозанятые.

ЮMoney — крупнейшая финтех-компания по объёму выручки в 2024 году по данным Smart Ranking от 2025 года. ЮMoney предлагает пользователям электронный кошелёк, а бизнесу — приём платежей через ЮKassa. Команда ЮMoney работает в платёжной индустрии больше 20 лет.

Кошелёк ЮMoney — сервис для платежей в онлайне и офлайне. Пользователи могут выпускать банковские карты, делать переводы, оплачивать товары и услуги, получать кэшбэк баллами, собирать деньги на подарки и другие цели. Пользователи, приезжающие из-за границы, могут получить карту иностранного туриста от ЮMoney для безналичных платежей в России. В сервисе зарегистрировано почти 100 млн кошельков, выпущено около 3,5 млн пластиковых и больше 35 млн виртуальных карт.

ЮKassa — сервис финтех-компании ЮMoney для приёма платежей онлайн и офлайн, лидер среди специализированных платёжных сервисов в рейтинге РБК Исследования рынков за 2023 год. К ЮKassa подключено 40% действующих российских интернет-магазинов (Data Insight, собственные данные ЮKassa, 2023 год). ЮKassa создаёт решения для бизнеса любого размера: от самозанятых до крупных ритейлеров. Основные продукты: более 10 способов приёма платежей, выставление счетов через мессенджеры, сервис для автоотправки чеков в налоговую и покупателям без аренды онлайн-кассы, быстрые расчёты между юрлицами, сплитование платежей, массовые выплаты, антифрод и другие.

Юридическое лицо ЮMoney и ЮKassa — ООО НКО «ЮМани».