В России вырос спрос на репелленты

13 мая 2025

Аналитики Контур.Маркета и финтех-компании ЮMoney провели исследование и выяснили, как россияне защищаются от укусов насекомых.

Как и сколько тратят жители России на защитные средства

Аналитики Контур.Маркета изучили 3,1 млн чеков, выданных в торговых точках по всей стране при покупках средств защиты от насекомых. Сравнили данные за период с 1 апреля по 5 мая 2025 года с таким же периодом 2024 года. По сравнению с прошлым годом цены на репелленты выросли на 20% — с 151 до 182 рублей. Продажи тоже выросли, но всего на 7%. Правда, среди регионов РФ есть и такие, где рост продаж существенно выше — например, в Башкортостане продажи выросли на 26% (при росте среднего чека на 25%), а в Ленинградской области — на 21% (при росте среднего чека на 24%).

Ксения Корзан, аналитик Контур.Маркета, отметила: «Спрос россиян на репелленты, в том числе средства от клещей в этом году совпал с началом пика их активности — апрелем. На это повлияла аномально теплая зима. Дачный сезон начался раньше обычного, вероятно, люди запаслись репеллентами впрок, отсюда и некоторое отставание продаж, и даже, в отдельных регионах, отрицательный рост».

Тенденцию подтверждают данные опроса финтех-компании ЮMoney, проведенного в апреле-мае 2025 года среди более 2 500 пользователей. Треть опрошенных (30%) тратят на защиту от насекомых за сезон от 500 до 1000 рублей, 24% — не тратят на защитные средства вовсе. Далее суммы возможных затрат участников опроса на средства защиты от насекомых распределились так:

  • 14% тратят от 2 000 до 5 000 рублей,

  • 12% — от 5 000 до 7 000 рублей,

  • 9% — от 7 000 до 9 000 рублей,

  • 6% — от 9 000 до 10 000 рублей.

И только 5% опрошенных жителей России тратят на репелленты за сезон более 10 000 рублей.

Укусы беспокоят, но природа в приоритете

Результаты опроса ЮMoney показали, что большинство респондентов (70%) любят бывать на природе с наступлением тепла, 27% опрошенных выезжают на природу иногда. И лишь 3% респондентов не любят такого времяпровождения.

При этом более половины опрошенных (63%) подтвердили, что их беспокоят укусы насекомых, а 37% россиян отметили, что не переживают из-за этого.

Как действуют, если укусил клещ

При укусе клеща почти половина опрошенных (49%) сразу обращаются к врачу, треть опрошенных (33%) самостоятельно удаляют членистоногих кровососов, 14% респондентов руководствуются инструкциями в интернете. Остальные опрошенные сказали, что после укуса паникуют и будут просить совета у близких.

Как защищаются от клещей

Большинство россиян для защиты от клещей носят закрытую одежду и обувь (44%). Еще 41% опрошенных регулярно осматривают себя, детей и животных после прогулки, 36% россиян использую защитные спреи. Лишь 23% респондентов делают прививку от энцефалита, а 22% опрошенных никак не защищаются.

Некоторые из опрошенных сказали, что стараются меньше бывать в лесу в период появления клещей, чаще обрабатывают собак и кошек, а также предпочитают плотную одежду светлых тонов, чтобы быстрее заметить насекомых.

О компаниях

Контур.Маркет — система сервисов для удобной работы малого и среднего бизнеса с кассой, ЕГАИС, маркировкой и «Меркурием» в одном окне. Входит в экосистему для бизнеса Контур.

ЮMoney — крупнейшая финтех-компания по объёму выручки в 2024 году по данным Smart Ranking от 2025 года. ЮMoney предлагает пользователям электронный кошелёк, а бизнесу — приём платежей через ЮKassa. Команда ЮMoney работает в платёжной индустрии больше 20 лет.

Кошелёк ЮMoney — сервис для платежей в онлайне и офлайне. Пользователи могут выпускать банковские карты, делать переводы, оплачивать товары и услуги, получать кэшбэк баллами, собирать деньги на подарки и другие цели. Пользователи, приезжающие из-за границы, могут получить карту иностранного туриста от ЮMoney для безналичных платежей в России. В сервисе зарегистрировано почти 100 млн кошельков, выпущено около 3,5 млн пластиковых и больше 35 млн виртуальных карт.

ЮKassa — сервис финтех-компании ЮMoney для приёма платежей онлайн и офлайн, лидер среди специализированных платёжных сервисов в рейтинге РБК Исследования рынков за 2023 год. К ЮKassa подключено 40% действующих российских интернет-магазинов (Data Insight, собственные данные ЮKassa, 2023 год). ЮKassa создаёт решения для бизнеса любого размера: от самозанятых до крупных ритейлеров. Основные продукты: более 10 способов приёма платежей, выставление счетов через мессенджеры, сервис для автоотправки чеков в налоговую и покупателям без аренды онлайн-кассы, быстрые расчёты между юрлицами, сплитование платежей, массовые выплаты, антифрод и другие.

Юридическое лицо ЮMoney и ЮKassa — ООО НКО «ЮМани».