Треть россиян совершают онлайн-покупки на работе

28 августа 2024

Аналитики кошелька ЮMoney провели опрос и узнали, где и как россияне совершают онлайн-покупки. Выяснилось, что 50% опрошенных делают импульсивные заказы, чтобы себя порадовать, а 28% занимаются онлайн-шопингом на работе. Чаще всего покупают на маркетплейсах (67%) и в собственных магазинах брендов (31%).

Сколько тратят на онлайн-покупки

Половина участников опроса предпочитает делать покупки и онлайн, и офлайн. Ещё 43% покупают только в интернете, а 7% — только в офлайне.

«Будущее онлайн-торговли — в омниканальности. Клиенты хотят незаметно переключаться между онлайн- и офлайн-форматами, не теряя информацию о своей корзине или истории покупок. От магазинов это требует интеграции всех каналов и работы над бесшовным переходом для покупателей», — отмечает коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.

Большинство опрошенных считают свой опыт онлайн-покупок удачным: 24% оценивают его как хороший, 22% — как отличный, 22% — как нормальный. О плохом и ужасном опыте онлайн-шопинга рассказали по 16% респондентов.

По 24% опрошенных занимаются онлайн-шопингом несколько раз в неделю и несколько раз в месяц, если не считать регулярные бытовые покупки. Ещё 19% закупаются в интернете реже раза в месяц, 13% — ежедневно, по 10% — раз в неделю и раз в месяц.

Больше трети опрошенных (39%) тратят на одну покупку в среднем от 1 000 до 3000 рублей, чуть меньше респондентов (29%) укладываются в сумму до 1 000 рублей. Ещё у 18% россиян на один онлайн-заказ уходит от 3000 до 5 000 рублей, у 9% — от 5 000 до 10 000 рублей и только у 5% — более 10 000 рублей.

Где покупают чаще всего

Две трети респондентов (67%) чаще всего ходят за покупками на маркетплейсы. Можно было выбрать несколько вариантов, и на втором по популярности месте оказались онлайн-магазины брендов (31%). Ещё 19% россиян покупают в соцсетях, 10% — на платформах ресейла.

Из дома закупаются 84% респондентов, на работе — 28%. Ещё 14% занимаются онлайн-шопингом на отдыхе, 13% — в транспорте. По 5% опрошенных покупают, когда принимают ванну, ужинают в ресторане или стоят в очереди. Оставшиеся пользователи делают покупки, когда готовят ужин, находятся в поликлинике или в туалете.

Как настраиваются на покупки

Прежде чем начать онлайн-шопинг, большинство опрошенных (35%) ложатся на диван или кровать, чуть меньше (30%) смотрят обзоры товаров. Ещё 16% россиян настраиваются на покупки, заваривая себе чай или кофе, а 12% слушают любимую музыку. Среди других способов настроиться на покупки — просмотр любимых сериалов. Ничего не делают и всегда в настроении для шопинга 30% опрошенных.

Треть участников опроса рассказали, что на онлайн-покупки их мотивируют распродажи, промокоды, повышенный кэшбэк и накопленные баллы, а 25% готовы начать покупать, когда видят уведомление о зачислении зарплаты или премии. Ещё 8% опрошенных идут за покупками, когда готовятся к отпуску или при смене сезона, столько же — когда увидят рекламу какого-то бренда или товара у интересного им блогера. По 5% пользователей занимаются онлайн-шопингом, если у них плохое настроение или за окном пасмурная погода.

Когда покупают больше всего

Почти половина участников опроса (45%) совершают покупки в интернете в любое время суток. Ещё 26% опрошенных чаще всего покупают вечером, а 18% — днём. Ночью онлайн-заказы делают только 7% опрошенных, утром — 4%.

Большинство россиян (61%) считают, что подходят к покупкам осознанно и что их выбор не зависит от настроения. Ещё 24% любят радовать себя, когда получают зарплату или премию. Только 13% россиян говорят, что в стрессе покупают больше, а 8% совсем не думают о покупках, когда им грустно.

Почему совершают импульсивные покупки

Большинство опрошенных делают спонтанные покупки редко (39%) или не делают никогда (30%). Ещё 22% признаются, что с ними такое иногда случается. Часто импульсивные покупки совершают 6%, очень часто — 3%.

Основной причиной спонтанных покупок респонденты называют желание быстро порадовать себя (50%), на втором месте — маркетинговые уловки (23%). Ещё 12% хотят просто потратить деньги, а 10% связывают импульсивные траты со стремлением следовать модным трендам.

Какие площадки разочаровывают покупателей

Редко разочаровываются в онлайн-покупках 38% опрошенных, иногда — 31%, никогда не расстраивается 21%. Лишь 7% респондентов часто испытывают разочарование, 3% — очень часто.

Чаще всего за быстрыми покупками идут на маркетплейсы (56%), на втором месте — онлайн-магазины брендов (18%). Реже за такими покупками отправляются в соцсети (13%) и на платформы ресейла (7%).

«Ключевой фактор развития онлайн-торговли — персонализированный подход. Современные покупатели хотят не просто совершить покупку, а получить индивидуальный опыт, основанный на их потребностях и предпочтениях. Поэтому важно предоставить пользователям разные способы оплаты, предложить гибкое время доставки, а также визуализировать товар с помощью технологий дополненной реальности и искусственного интеллекта», — говорит Дмитрий Кармишин.

Об опросе

Опрос проводился на сайте ЮMoney в августе 2024 года. В нём приняли участие более 1500 пользователей, среди которых 75% мужчин и 25% женщин. Возраст респондентов: 33% — от 36 до 45 лет, 21% — от 26 до 35 лет, 19% — от 46 до 55 лет, 7% — до 18 лет, 7% — от 56 до 65 лет, 3% — старше 65 лет.

О ЮMoney

ЮMoney — лидер сегмента «Платежные сервисы» премии Fintech Awards в 2023 году (оценка Smart Ranking, 2024 год). ЮMoney предлагает пользователям электронный кошелёк, а бизнесу — приём платежей через ЮKassa. Команда ЮMoney работает в платёжной индустрии более 20 лет.

Кошелёк ЮMoney — сервис для платежей в онлайне и офлайне. Пользователи могут выпускать банковские карты, делать переводы, оплачивать товары и услуги, получать кэшбэк баллами, собирать деньги на подарки и другие цели. В ЮMoney зарегистрировано свыше 97 млн кошельков, выпущено больше 3 млн пластиковых и около 30 млн виртуальных карт.

ЮKassa — сервис финтех-компании ЮMoney для приёма онлайн- и офлайн-платежей, лидер среди специализированных платёжных сервисов («РБК Исследования рынков», 2023 год). К ЮKassa подключено 40% действующих российских интернет-магазинов (Data Insight, собственные данные ЮKassa, 2023 год). ЮKassa создаёт решения для бизнеса любого размера: от самозанятых до крупных ритейлеров. Основные продукты: приём платежей (более 10 способов), выставление счетов через мессенджеры, быстрые расчёты между юрлицами, сплитование платежей, оплата по частям, массовые выплаты, антифрод и другие.

Юридическое лицо ЮMoney и ЮKassa — ООО НКО «ЮМани».

О RetailCRM

RetailCRM — специализированное решение для управления продажами, лояльностью, чатам и рассылками в ретейле и e-commerce. Входит в топ российских CRM-систем (по оценке CRM Rating 2024). К RetailCRM подключены 22 тысячи онлайн-магазинов и точек продаж, которые ежемесячно проводят через платформу 2,5 млн заказов. Решение позволяет в едином окне обрабатывать заказы, собирать и сегментировать данные клиентов, делать рассылки, продавать в чатах и мессенджерах.