Более 80% россиян дают детям деньги на карманные расходы

14 сентября 2023

Эксперты финтех-компании ЮMoney провели исследование и выяснили, с какого возраста россияне дают детям деньги на карманные расходы и на что те их тратят. В опросе поучаствовали около 1500 пользователей ЮMoney из всех регионов России.

Когда начинать давать карманные деньги

Большинство опрошенных (81%) сообщили, что дают своим детям деньги на карманные расходы, и лишь 7% респондентов этого не делают. Ещё 5% участников опроса только планируют начать давать своим детям деньги, столько же платят за все детские покупки самостоятельно, а 2% ответили, что у их детей есть накопления с подарков.

Примерно равное количество респондентов начинает давать деньги детям в шесть-семь (23%) или в восемь-девять (22%) лет. Ещё 15% дают деньги детям с пяти лет, а 14% — с десяти. В 11-12 лет начинают пополнять кошельки детей 11% опрошенных, в 13-14 лет — 10%. А 5% опрошенных россиян считают, что давать детям деньги нужно как можно раньше.

«Чем раньше ребенок начнёт получать деньги, тем выше будет его уровень финансовой грамотности», — уверен один из участников опроса.

Чаще всего дети получают деньги от родителей (71%), на втором месте по щедрости — бабушки и дедушки (18%). Ещё 6% респондентов не дают деньги ребёнку — он сам их зарабатывает. В 3% случаев деньги выделяют крёстные, дяди и тёти, а в 2% случаев карманными деньгами с ребёнком делятся братья и сёстры.

Когда открывать детскую карту

Более 70% респондентов дают детям наличные, а 43% переводят деньги на карту. Из них 39% делают переводы на детскую банковскую карту, а 4% пополняют «школьную карту» ребёнка. Ещё 17% кладут деньги в детскую копилку. Остальные опрошенные отдали ребёнку свою карту, открыли кошелёк или используют детские карты разных банков.

По мнению 47% респондентов, собственная банковская карта должна появиться у ребёнка в начальной школе. Ещё 33% считают, что заводить карту нужно лишь в старших классах, а 10% опрошенных думают, что их ребёнок сам оформит карту после окончания школы. Лишь 6% родителей полагают, что ребёнку вообще не нужна своя карта, а 4% думают, что могут отдать детям собственные карты или завести кошелёк для покупок в интернете.

«Пользователи ЮMoney могут заказать детскую пластиковую карту и платёжный стикер для своих детей в возрасте от шести до 14 лет. Можно выпустить карту в кошельке, чтобы был общий баланс с ребёнком. С него будут списываться деньги за оплату детской картой, ребёнок сможет тратить деньги в пределах общего баланса», — отмечает руководитель направления карточных продуктов ЮMoney Андрей Васильев.

Сколько денег тратят дети

Большинство родителей дают детям до 500 рублей в неделю — так ответили 37% опрошенных. Ещё 26% выделяют на карманные расходы ребёнка от 500 до 1000 рублей в неделю, 10% — от 1000 до 3000 рублей в неделю. Лишь по 4% дают детям от 3000 до 5000 рублей в неделю и больше. А 15% респондентов не считают, сколько денег выделяют своему чаду. Остальные опрошенные дают деньги детям по запросу — чаще всего это бывает на праздники.

«В конце каждого месяца мы идём в ТЦ, я оплачиваю все покупки ребёнка и даю ему наличными максимальную сумму, которой располагаю. Вне плана, по необходимости, перевожу на карту», — уточнил один из респондентов.

Если говорить про размер трат, у 37% опрошенных, по их словам, дети тратят до 2000 рублей в месяц. Ещё 28% респондентов не считают траты своих детей. У 20% респондентов дети тратят на карманные расходы от 3000 до 5000 рублей в месяц, у 15% — более 5000 рублей в месяц.

Газировка, чипсы, игры: что покупают

По данным аналитиков ЮMoney, а августе число покупок на одну детскую карту ЮMoney выросло на 20% по сравнению с июлем. Больше всего этим летом юные пользователи сервиса тратили в бакалейных магазинах и супермаркетах, продовольственных магазинах и в кафе на перекусы. Эти категории лидируют по обороту платежей детскими картами и платёжными стикерами ЮMoney. Заметно увеличилось число покупок в категории «Развлечения» — их стало вдвое больше. В два раза вырос также средний чек в категории «Одежда».

Отвечая на вопрос о том, на что тратят их дети, участники опроса могли выбрать несколько вариантов. Большинство проголосовали за соки и газировку (58%), чипсы, мороженое и жвачку (57%), шоколадки и конфеты (45%). Далее идут развлечения — игрушки (31%), видеоигры (23%), кино, концерты и рестораны (20%), парки и карусели (18%), подписки на онлайн-сервисы (14%), журналы и комиксы (7%). В комментариях родители отмечали также, что их дети тратят карманные деньги на обеды в школе, копят на гаджеты и подарки близким.

По мнению 43% опрошенных, траты их детей во время учёбы и на каникулах ничем не отличаются. Ещё 33% обратили внимание, что дети тратят больше на каникулах, а 24% думают, что расходы выше во время учёбы.

Как контролировать траты ребёнка

Большинство опрошенных (61%) не спрашивают у детей, что те покупают. Они считают, что нужно доверять детям, позволять им проявлять самостоятельность в тратах и не контролировать их по мелочам. Но 34% опрошенных всё же контролируют траты ребенка. Из них 19% следят за детскими расходами в приложении банка или просматривают пуши, а 15% ходят в магазин вместе с ребёнком.

По мнению 29% опрошенных, их дети грамотно распоряжаются деньгами, потому что копят на мечту. У 24% респондентов дети растягивают карманные деньги на месяц, чтобы хватило на все расходы. Столько же могут выйти из бюджета и попросить ещё. А дети 23% опрошенных тратят сразу всё, что им дали.

О ЮMoney

ЮMoney — крупнейшая по выручке финтех-компания России в 2018-2020 годах (Smart Ranking и БК «Атланты», 2021 год). ЮMoney предлагает пользователям электронный кошелёк, а бизнесу — приём платежей через ЮKassa. Команда ЮMoney работает в платёжной индустрии более 20 лет.

Кошелёк ЮMoney — сервис для платежей в онлайне и офлайне. Пользователи могут выпускать банковские карты, делать переводы, оплачивать товары и услуги, получать кэшбэк баллами, собирать деньги на подарки и другие цели. В ЮMoney зарегистрировано свыше 70 млн кошельков, выпущено более 2,8 млн пластиковых и 25 млн виртуальных карт. ЮMoney — победитель в номинациях «Лучший электронный кошелёк в России», «Одобрение российских пользователей» и «Лучшее антифрод-решение в России» (Global Banking & Finance Awards 2020).

ЮKassa — сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney, лидер среди специализированных платёжных сервисов («РБК Исследования рынков», 2023 год). ЮKassa создаёт решения для бизнеса любого размера — от самозанятых до крупных ритейлеров. Основные продукты: приём платежей (более 10 способов), выставление счетов через мессенджеры, быстрые расчёты между юрлицами, сплитование платежей, оплата по частям, массовые выплаты, антифрод и другие.

Юридическое лицо ЮMoney и ЮKassa — ООО НКО «ЮМани».