Число благотворительных платежей выросло на 80%

28 ноября 2019 года

Число пожертвований российским благотворительным организациям через интернет выросло более чем на 80% за год. К таким выводам пришли аналитики Яндекс.Денег и фонда «Нужна помощь» в ходе подготовки нового социального проекта «Бенчмаркинг НКО» — мониторинга показателей фандрайзинговой деятельности некоммерческих организаций России.

На что и сколько жертвуют люди через интернет

Самые большие суммы жители нашей страны жертвуют на помощь социально-уязвимым группам населения (например, детям-сиротам, людям с инвалидностью), а также в пользу культурных, образовательных или научных проектов. Размер средних платежей в такие фонды составил 728 руб. и 733 руб. соответственно (по данным на октябрь 2019 года). Меньше всего в то же время люди переводили фондам, которые занимаются различными природными вопросами (экологией, помощью животным и т.п.) — в среднем по 423 руб.

В некоторых категориях средний размер пожертвования за год вырос, в других снизился. Так, на защиту экологии и животного мира в среднем за раз стали переводить больше — платеж вырос с менее чем 300 руб. до 423. А вот в пользу социально-уязвимых групп в прошлом году переводили в среднем больше 1000 рублей — в этом году на 300 рублей меньше. Правда, число тех, кто стал поддерживать такие фонды, значительно выросло.

Сезонность пожертвований

В течение года на динамику платежей в пользу благотворительных фондов влияют внешние факторы. Так, летом 2019 года росли пожертвования в организации, которые занимаются вопросами прав человека. Пожары в Сибири повлияли на увеличение среднего платежа у фондов, которые занимаются вопросами экологии — в июле 2019 года средний размер пожертвования достиг 400 рублей (на 36% больше, чем в июне).

У большинства фондов в декабре растет и размер, и количество пожертвований. Особенно возрастает к Новому году объем пожертвований в пользу детей-сирот, людей с инвалидностью, пожилых людей. В прошлом году в этой категории был отмечен самый большой рост количества пожертвований — на 74% по сравнению с ноябрем. Размер среднего пожертвования составил 1312 руб.

Значительно чаще в канун праздников люди жертвовали и организациям, которые занимаются вопросами медицины и здравоохранения (лечение детей, взрослых, паллиативная помощь) — число переводов выросло на 54%. Однако размер среднего платежа был незначительно выше, чем в другие месяцы, и составил 553 руб.

Больше всего размер среднего перевода вырос в декабре у фондов, поддерживающих развитие культуры, образования и науки — на 31%. Хотя число пожертвований в их пользу упало в этот период на 6%.

«Бенчмаркинг — обычный инструмент для всех, кто занимается маркетингом. Настало время внедрить его в деятельность некоммерческих организаций России. Мы будем ежемесячно обновлять данные, чтобы руководители некоммерческих организаций и фандрайзеры могли следить за актуальными трендами в секторе вообще и своем направлении в частности, оценивать влияние сезонности и других факторов на пожертвования и использовать эти знания в своей работе. Подобный анализ позволит принимать решения, опираясь на данные, а не на эмоции и домыслы. Это необходимый шаг для развития системной благотворительности в России», — говорит Ксения Бабихина, аналитик фонда «Нужна помощь».

Об исследовании

Исследование подготовлено совместно аналитиками Яндекс.Денег и фонда «Нужна помощь» в ходе работы над проектом «Бенчмарки НКО», который станет постоянной и регулярно обновляемой частью аналитической платформы «Если быть точным». Учитывались платежи в пользу более чем 500 благотворительных организаций из следующих категорий: помощь социально-уязвимым группам, медицина и здравоохранение, наука и культура, экология, права человека. Работу по классификации некоммерческих организаций выполнил фонд «Нужна помощь». Данные о платежах анализировались специалистами Яндекс.Денег и передавались фонду исключительно в агрегированном и анонимизированном виде. Учитывались платежи с октября 2018 по октябрь 2019 гг.

О Яндекс.Деньгах

Яндекс.Деньги — сервис электронных платежей, который помогает пользователям оплачивать товары и услуги, а компаниям — принимать онлайн-оплату через Яндекс.Кассу. Пользователи Яндекс.Денег могут создать электронный кошелёк, а также выпустить к нему виртуальную или пластиковую карту с общим балансом. Электронный кошелёк в Яндекс.Деньгах — самый популярный в рунете, по данным исследования Mediascope на 2019 год. Яндекс.Деньги эмитируют карты платёжной системы Mastercard. Их можно использовать для снятия наличных, онлайн- и офлайн-платежей по всему миру, в том числе с помощью Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay. По данным на осень 2019 года, в Яндекс.Деньгах зарегистрировано больше 60 млн кошельков, выпущено 2 млн пластиковых и 19 млн виртуальных карт.