40% родителей отправляют детей на курсы и к репетиторам — исследование ЮKassa

29 мая 2024

Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и образовательной платформы «Фоксфорд» провели исследование и выяснили, как россияне выбирают дополнительные курсы для детей. Результаты опроса на сайте ЮMoney показали, что услугами в сегменте допобразования регулярно пользуются 40% респондентов с детьми. При выборе курсов они чаще всего ориентируются на стаж преподавателя и отзывы других учеников. Эксперты «Фоксфорда» фиксируют спрос на подготовку школьников к экзаменам и олимпиадам, а также рост интереса к обучению в мини-группах.

Подготовка к экзаменам — в приоритете

По данным ЮKassa, в январе-марте 2024 года оборот всех компаний в сфере образования вырос на 3% по сравнению с январём-мартом 2023 года. Оплат стало на 33% больше, плательщиков — на 4% меньше. Средний чек снизился на 23% и составил 2 373 рубля — аналитики связывают такую динамику с тем, что пользователи стали покупать больше услуг по невысоким ценам.

Заметнее всего растут дополнительные курсы при вузах. Оборот в этом сегменте вырос более чем втрое, а количество платежей и плательщиков — более чем вдвое. Средний чек увеличился на 31% и составил 10 905 рублей. Такая динамика может говорить о заинтересованности абитуриентов и их родителей в дополнительной подготовке к поступлению.

Большинство участников опроса на сайте ЮMoney тратят на дополнительные занятия для детей от 5 до 10 тысяч рублей в месяц — такой вариант выбрали 32% респондентов. У 25% опрошенных на это уходит до 5 тысяч рублей, у 19% — от 10 до 15 тысяч, а у 14% — более 15 тысяч в месяц. Ещё 10% пользуются только бесплатными курсами — посещают дополнительные занятия в школе и т. п.

Ситуация со способами оплаты в сегменте дополнительного образования отражает общую тенденцию на рынке — покупатели всё чаще выбирают альтернативные методы. Так, в первом квартале этого года доля банковских карт при оплате образовательных услуг через ЮKassa составила 61% по обороту и 71% по количеству платежей (в 2023 году было 75% и 80% соответственно). В то же время доля метода SberPay увеличилась до 21% по обороту (было 19%) и до 19% по числу платежей (было 16%).

Большинство опрошенных совмещают онлайн и офлайн

Услугами в сегменте допобразования регулярно пользуются 40% респондентов с детьми школьного возраста. Из них 31% предпочитает онлайн-курсы, 29% выбирают офлайн-обучение, а 40% совмещают оба формата.

«Онлайн-курсы позволяют учиться из любой точки мира, составлять удобный график, а иногда и получать записи занятий. Это понимают и пользователи, и традиционные образовательные учреждения, которые пытаются адаптироваться к текущим реалиям. Поэтому совмещение учёбы в онлайне и офлайне — это один из главных трендов в сегменте образования. Онлайн-платформы всё чаще сотрудничают со школами и университетами, разрабатывают совместные курсы и программы», — отмечает коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.

Самые популярные дисциплины — английский, программирование и спорт

Спортивные секции и курсы иностранных языков оказались самыми востребованными среди участников опроса — на каждый из этих вариантов пришлось по 19% ответов. Ещё 16% проголосовали за базовый курс по предметам из школьной программы, 13% — за их углубленное изучение, а 15% — за дополнительные занятия и кружки, не связанные со школьной программой. Курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ выбрали 12% опрошенных, а к олимпиадам — 5%.

Эксперты образовательной платформы «Фоксфорд» отмечают, что в сегменте дополнительного образования лидерами остаются английский язык и программирование. Среди учеников начальной школы популярны также курсы по эмоциональному интеллекту и финансовой грамотности. В средних и старших классах, по данным «Фоксфорда», высоким спросом пользуются курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Самые популярные предметы — математика, физика, обществознание, информатика и русский язык. Востребованы также курсы подготовки к олимпиадам: у учеников начальной школы --- по математике, а в средних классах --- ещё и по информатике, физике, биологии и химии.

«Мы видим, что растёт популярность занятий в мини-группах. Ещё год назад этот формат был востребован преимущественно в направлениях программирования и английского языка, а сегодня увеличивается спрос на мини-группы по основным школьным предметам, по подготовке к школе и освоению софт-скиллс», — говорит руководитель направления дополнительного образования в «Фоксфорде» Татьяна Павловская.

При выборе преподавателя смотрят на его стаж и отзывы учеников

Пользоваться услугами частных репетиторов предпочитают 42% участников опроса, а 22% выбирают онлайн-школы и другие образовательные учреждения. Для 32% актуальны оба варианта, а 3% обращаются к учителям и репетиторам в школе.

При выборе репетитора респонденты чаще всего обращают внимание на его стаж (32%), отзывы других учеников (28%) и стоимость занятий (20%). Для 17% также важны награды и достижения учителя в его предмете. Ещё 4% обращают внимание на морально-этические качества педагога и прислушиваются к рекомендациям знакомых.

* Опрос на сайте ЮMoney проводился в апреле-мае 2024 года. В опросе поучаствовало более 1500 пользователей кошелька. Дети школьного возраста есть у 36% респондентов. Из них 38% учатся в 1-4 классах, 36% — в средней школе (5-8 классы), 26% — в старшей школе (9-11 классы).

О компаниях

ЮMoney — лидер сегмента «Платежные сервисы» премии Fintech Awards в 2023 году (оценка Smart Ranking, 2024 год). ЮMoney предлагает пользователям электронный кошелёк, а бизнесу — приём платежей через ЮKassa. Команда ЮMoney работает в платёжной индустрии более 20 лет.

Кошелёк ЮMoney — сервис для платежей в онлайне и офлайне. Пользователи могут выпускать банковские карты, делать переводы, оплачивать товары и услуги, получать кэшбэк баллами, собирать деньги на подарки и другие цели. В ЮMoney зарегистрировано свыше 97 млн кошельков, выпущено больше 3 млн пластиковых и около 30 млн виртуальных карт.

ЮKassa — сервис финтех-компании ЮMoney для приёма онлайн- и офлайн-платежей, лидер среди специализированных платёжных сервисов («РБК Исследования рынков», 2023 год). К сервису подключено больше 214 тысяч площадок. ЮKassa создаёт решения для бизнеса любого размера: от самозанятых до крупных ритейлеров. Основные продукты: приём платежей (более 10 способов), выставление счетов через мессенджеры, быстрые расчёты между юрлицами, сплитование платежей, оплата по частям, массовые выплаты, антифрод и другие.

Юридическое лицо ЮMoney и ЮKassa — ООО НКО «ЮМани».

Фоксфорд — крупнейшая онлайн-школа для учеников 1−11 классов, дошкольников, учителей и родителей. Собственная интерактивная платформа позволяет закрыть любую образовательную цель пользователя: от подготовки к экзаменам до полной замены классического школьного образования обучением онлайн с государственной аттестацией.