Новые тренды: как платят россияне после ухода популярных «пеев»

28 июня 2022

В ЮKassa (сервис финтех-компании ЮMoney, входит в экосистему Сбера) выяснили, как изменилось платёжное поведение покупателей после ухода из России популярных «пеев». Аналитики изучили около 100 млн платежей, совершённых с 1 по 26 февраля и с 1 по 26 июня 2022 года.

Альтернативные методы платежей на замену «пеям»

«В последние месяцы российский бизнес столкнулся с новой реальностью. Меняются привычки покупателей и платёжные сценарии. Предпринимателям приходится перестраивать свои бизнес-модели и подключать альтернативные платёжные методы. Среди них, например, SberPay, оплата через СБП, электронные кошельки и другие. Все эти способы существовали и раньше, но занимали меньшую долю рынка, — говорит Дмитрий Кармишин, коммерческий директор финтех-компании ЮMoney. — По нашим данным, в феврале 2022 года доля Pay-платежей среди других методов оплаты составила 24%, а на банковские карты приходилось 66%. Через SberPay платили 6%, кошельками ЮMoney — 4%. В июне из-за приостановки работы Apple Pay и Google Pay доля „пеев“ снизилась в России до нуля. При этом число платежей банковскими картами выросло на 22%, до 88%. Доля покупок, оплаченных с помощью SberPay, достигла 9%».

Банковские карты стали востребованнее

В июне число онлайн-покупок, оплаченных банковскими картами, выросло на 27%, а обороты платежей — на 12%, если сравнивать с февралём. Плательщиков стало на 17% больше. Средний чек по банковским картам уменьшился на 12% и составил 1302 рубля.

Чаще всего банковскими картами оплачивали одежду и обувь, финансовые услуги и товары с маркетплейсов. Наиболее заметный рост этот платёжный метод показал при оплате билетов на транспорт — плательщиков стало в пять раз больше.

SberPay в тренде

Количество онлайн-платежей с помощью SberPay за отчётный период выросло на 40%, а число плательщиков — на 50%. Обороты интернет-магазинов по этому методу оплаты стали больше на 38%. Средний чек практически не изменился и составил 778 рублей.

Чаще всего через SberPay оплачивают игры, рекламные услуги и подписки на стриминговых сервисах. Заметнее всего количество плательщиков, использующих SberPay, увеличилось в категории медицинских услуг — в шесть раз.

У кошелька ЮMoney — больше пользователей

«После приостановки работы популярных „пеев“ в России произошло возрождение кошелькового метода оплаты. Электронный кошелёк можно назвать родоначальником Pay-методов — к нему можно привязать банковскую карту и быстро платить и онлайн, и офлайн. За отчётный период средний чек по кошельку ЮMoney вырос на 32% и составил 1026 рублей. А плательщиков в марте стало почти на 5% больше, чем в феврале», — отмечает Дмитрий Кармишин.

Чаще всего пользователи платят кошельком ЮMoney за одежду и обувь, игры и подписки на стриминговые сервисы. Наибольший прирост плательщиков — в семь раз — наблюдается у турагентств.

Оплата в соцсетях становится популярнее

В июне количество счетов, выставленных через соцсети и мессенджеры, выросло на 58%, а обороты интернет-магазинов — на 33%. Пользователей, оплачивающих покупки этим способом, стало на 7% больше. При этом средний чек снизился на 16%, до 785 рублей.

Чаще всего по счетам, выставленным через соцсети и мессенджеры, оплачивают игры, рекламные услуги, а также услуги по созданию и поддержке сайтов. Заметнее всего количество плательщиков, использующих соцсети и мессенджеры для оплаты счетов, увеличилось в категории игровых ресурсов — почти в четыре раза.

«Для интернет-магазинов, у которых ушедшие „пеи“ были вторым по популярности методом оплаты, новые способы могут стать привычной альтернативой. Это касается SberPay, СБП, электронных кошельков и оплаты привязанными к Сбер ID картами. Все эти способы позволяют покупателям платить так же быстро и удобно, как раньше, а магазинам — сохранить платёжную конверсию», — комментирует Дмитрий Кармишин.

О ЮMoney

ЮMoney — крупнейшая по выручке финтех-компания России в 2018-2020 годах (рейтинг подготовлен бизнес-клубом «Атланты» и компанией Smart Ranking, 2021 год), входит в экосистему Сбера. Людям компания предлагает сервис электронных платежей ЮMoney, а бизнесу — услуги приема платежей с помощью ЮKassa и другие финтех-решения.

ЮMoney — универсальный сервис для оплаты онлайн- и офлайн-покупок со своей программой лояльности. Его выбирают десятки миллионов пользователей. Клиенты могут выпускать банковские карты, делать переводы, оплачивать различные товары и услуги, собирать деньги на подарки.

Команда компании работает в платежной индустрии 20 лет. Сервис стал победителем британской премии Global Banking & Finance Awards 2020, получив награды в номинациях «Лучший электронный кошелек в России», «Одобрение российских пользователей» и «Лучшее антифрод-решение в России».

ЮKassa — цифровая финтех-платформа ЮMoney, лидер среди специализированных платёжных сервисов («РБК Исследования рынков», 2021 год). Помогает компаниям, индивидуальным предпринимателям и самозанятым принимать платежи в интернете и офлайне, делать их удобными и безопасными. Основные финтех-продукты: прием платежей (более 10 методов), выставление счетов через мессенджеры, быстрые расчеты между юрлицами и др. Для ритейлеров в онлайне и офлайне ЮKassa предлагает услуги по интеграции собственных финтех-решений в платежные сценарии клиентов: сплитование платежей, оплата по частям, массовые выплаты, антифрод и др.