Привычка покупать через интернет осталась: онлайн-бизнес продолжает расти после снятия режима самоизоляции

19 августа 2020

Россияне продолжают активно оплачивать онлайн товары и услуги — даже после отмены режима самоизоляции. К такому выводу пришли аналитики Яндекс.Кассы, изучив платежи пользователей на сайтах и в приложениях, которые работают с платежным решением. Учитывались данные за март, апрель и июль 2020 года. Сегодня с помощью Яндекс.Кассы оплату принимают больше 120 тыс. онлайн-площадок.

Позитивный опыт: еда и шопинг

Похоже, самоизоляция сформировала у людей устойчивую привычку заказывать еду через интернет. В апреле этого года недельный оборот онлайн-платежей на сайтах и в приложениях кафе и ресторанов был на 70% больше, чем в марте — до массового локдауна. Со снятием режима самоизоляции этот показатель не изменился: в минувшем июле оборот онлайн-платежей на таких площадках был по-прежнему на 70% больше, чем в марте. Во время локдауна вырос и средний чек за заказы еды с доставкой на дом: если в январе — марте этот показатель составлял 600 рублей, то в апреле он был в 2 раза больше — 1200 рублей. После отмены самоизоляции средний чек не изменился и в июле тоже составил 1200 рублей.

В период локдауна пользователи стали активнее заказывать и товары в интернет-магазинах. В июле и в первую неделю августа оборот онлайн-платежей за такие покупки в среднем был больше на 41%, чем в марте, количество платежей — на 30% больше. А вот средний чек за заказы в интернет-магазинах почти не менялся до и после самоизоляции — и составил 2500 рублей.

Аналитики Яндекс.Кассы отмечают тренд: с введением режима самоизоляции количество людей, которые стали покупать через интернет еду и товары, заметно выросло. Если раньше многие пользователи предпочитали своими глазами увидеть товар на витрине и только потом заказать его на сайте, то теперь для еще большего числа людей покупка происходит полностью в онлайне — от выбора и принятия решения до оформления заказа и оплаты. Выросший интерес покупателей к онлайн-шопингу подтверждают и результаты недавнего исследования DataInsight — во время самоизоляции 10 млн россиян впервые попробовали онлайн-покупки.

Приятное с полезным: развлекательный контент, видеоигры и образование

В период самоизоляции заметно вырос спрос пользователей на развлекательный и обучающий контент, а также на видеоигры. В этом июле недельный оборот онлайн-платежей на площадках с аудио- и видеоконтентом в среднем был на 8% больше, чем в первую неделю локдауна — с 30 марта по 5 апреля 2020 года. Количество таких платежей было на 21% больше. В целом обороты платежей на площадках из этого сегмента в июле были на 18% больше, чем в марте, число платежей — на 13%. А вот средний чек за аудио- и видеоконтент не изменился и составил 700 рублей.

Вырос интерес пользователей и к онлайн-образованию. Недельный оборот платежей на сайтах с тренингами, мастер-классами и обучающими курсами в июле был на 14% больше, чем в марте. Средний чек на таких сайтах увеличился тоже на 14% — до 3550 рублей. Интересно отметить, что в первые недели локдауна этот показатель резко упал, а число платежей выросло. По мере выхода из режима самоизоляции количество платежей, наоборот, начало уменьшаться, а средний чек расти и стал даже больше, чем был до локдауна. Поэтому обороты платежей на площадках из сегмента онлайн-образования как выросли в начале самоизоляции на 5–10%, так и остались на этом уровне.

А вот спрос пользователей на видеоигры и контент к ним уменьшился после отмены режима самоизоляции. В прошедшем июле недельный оборот платежей на игровых онлайн-площадках в среднем был на 32% меньше, чем в пиковую неделю локдауна — с 13 по 19 апреля. Уменьшилось и количество платежей геймеров — на 51%, зато средний чек вырос на 38% до 580 рублей. По сравнению с февралем и мартом этот показатель в июле был больше на 28%.

С выходом из самоизоляции люди стали снова интересоваться развлекательными мероприятиями. В июле недельный оборот онлайн-платежей на сайтах и в приложениях, которые продают билеты на такие мероприятия, был на 47% выше, чем в апреле 2020 года. Однако этот показатель еще далек от возвращения на уровень до локдауна: в июле он был на 48% меньше, чем в феврале, как и число самих платежей — на 47% меньше. Зато средний чек за билеты на мероприятия все это время не менялся и составил 2200 рублей.

Аналитики Яндекс.Кассы отмечают, что онлайн-продажи развлекательного и обучающего контента продолжили расти после снятия режима самоизоляции. Но динамика этого роста говорит о том, что пользователи стали избирательнее подходить к выбору такого контента. После отмены режима изоляции сегмент развлекательных мероприятий тоже стал показывать положительную динамику, но его восстановление еще только началось.

Об исследовании

Сравнивались платежи пользователей через Яндекс.Кассу за 2–29 марта, 30 марта — 3 мая, 29 июня — 2 августа 2020 года. За первую неделю самоизоляции взят период с 30 марта по 5 апреля 2020 года.

О Яндекс.Кассе:

Яндекс.Касса — сервис № 1 для приема платежей в интернете (по числу сайтов, данные MARC за 2019 год). Она помогает компаниям принимать онлайн-оплату и предлагает другие полезные для предпринимателей решения. Яндекс.Касса поддерживает около 20 способов приема платежей через интернет. Среди них — карты российских и международных платежных систем, электронные кошельки, Apple Pay и Google Pay, интернет-банкинги и многое другое. Яндекс.Касса позволяет продавать товары и услуги в кредит или рассрочку с мгновенным оформлением по интернету, а также проводить онлайн-расчеты между юридическими лицами — через сервис «B2B-платежи».
Помимо платежных опций, у Яндекс.Кассы есть Бизнес-маркет с разными услугами для предпринимателей, антифрод-система для защиты от интернет-мошенничества, сервис управления контекстной рекламой для продвижения товаров и услуг в сети. Сегодня к Яндекс.Кассе подключено больше 120 тыс. сайтов.
С 23 июля 2020 года 100% акций Яндекс.Денег, в состав которых входит Яндекс.Касса, принадлежит Сбербанку.